четверг, 2 октября 2014 г.

Вело-путешественники. Выпуск 1.

Patrick Martin Schroeder


Открывает рубрику о вело-путешественниках Патрик Мартин Шрёдер из Германии. О нем я узнала, наткнувшись на его IAmA на Reddit (раздел форума, где разные люди пишут о том, чем они отличаются от других, и отвечают на любые поступающие вопросы).
К путешествиям он пристрастился еще в 2007 году, совершив кругосветное путешествие, и с тех пор в среднем 9 месяцев в году проводит в пути.
Его основная цель - посетить все страны мира, будь то на автобусе, машине, велосипеде, поезде, но большую часть своих путешествий он совершил именно на велосипеде. Уже побывал в 115 странах, проехал из Аргентины в Канаду, из Европы в Африку (см. карту ниже) и еще по куче стран. Все маршруты можно посмотреть на его сайте.

Его история вдохновляет. Зарабатывая на различными способами, он ухитряется устраивать длительные путешествия каждый год.

"Вторая моя цель - не торопиться. Каждая страна обладает своей особой историей, архитектурой, пейзажами и людьми. Для меня важно познакомиться со всеми этими особенностями, провести время в небольших городках, поговорить с местными жителями, посетить места, которые игнорируют обычные туристы", - пишет Патрик на своем сайте.

Вот перевод наиболее интересных и популярных вопросов и ответов из его IAmA.



Что сподвигло тебя этим заняться? Когда возникло "озарение", что нужно все бросить и жить в дороге?


Сложно сказать. Еще в школе я говорил, то хочу совершить кругосветку. Ну хорошо, четверть людей говорило то же самое, но я начал это делать. Проблема была в том, что я закончил в 20 лет. Так что пришлось подыскивать что-то новенькое. В дороге я где-то... в среднем 9 месяцев в году. Оставшееся время в одном и том же месте в Германии. У меня все еще есть дом, не все я бросил :)


Как предпочитаешь путешествовать, в одиночестве или в компании друзей?


Я предпочитаю путешествовать с друзьями, но если путешествую на велосипеде - то в одиночку. Очень, очень трудно найти хорошего партнера для велопутешествия, чтобы мог проехать такое же расстояние, с аналогичной скоростью и в аналогичном ритме.


Твоя любимая страна? и почему? а нелюбимая?


Любимая страна: не могу сказать. В каждой есть хорошее и плохое. Обычно более бедные страны мне нравятся больше, потому что они сильнее всего отличаются от того, к чему я привык у себя дома, потому что культура совсем другая, и люди более гостеприимны. Судан был просто великолепен, местные жители - самые дружелюбные люди среди всех, кого я когда-либо встречал. Непал тоже очень люблю, уже за одни только его пейзажи :)
Самая нелюбимая - Индонезия, там у меня были огромные проблемы. Ездил в такие дальние места, как Тимор, Борнео и Сулавези... языковой барьер был просто ужасный, еще я потерял и у меня украли вещей на 1500 евро, заболел лихорадкой денге, почти утонул на своем походном рафте, потому что два независимых источника мне дали абсолютно неверную информацию. Не круто. Хотя Суматра, Комодо, Бали... там было хорошо. Думаю, у меня был просто неудачный месяц ;)


Какое самое любимое место среди тех, что ты проезжал?


Центральная и Северная Европа, просто потому, что велосипедный туризм здесь так популярен, и существует инфраструктура. Хотя по трассе 66, Панамерикане или через Африку ехать на велосипеде интересно, это ... неприятно. В основном трассы, большие дороги, много проблем.












В поездках ставишь палатку, где придется, или пользуешься кемпингами и хостелами?


Я останавливаюсь в отелях, хостелах, нахожу вписки на сервисах Warmshowers и Couchsurfing, в палатке тоже ночую. А вот кемпинги избегаю, как чумы. Никогда не понимал, почему люди должны таскать за собой весь свой трейлер, кровать и кухню, и при этом платить за несколько метров земли. Я предпочитаю ставить палатку в малозаметных местах, или спрашиваю у людей, можно ли поставить палатку на их территории.


Расскажи подробнее, как находишь места для ночевок? Места, где поставить палатку? Просто едешь, пока не стемнеет и ставишь палатку в лесу рядом с дорогой?


Сейчас я на юге Франции, и здесь ночевки с палаткой легче легкого. А в странах третьего мира никому дела нет... если ты выглядишь, как иностранец (например, если ты азиат, и едешь по Европе), люди обычно очень толерантны и щедры на помощь.

Да, я еду, пока не стемнеет, но не из-за поиска места для ночлега, а просто потому что я люблю проезжать длинные дистанции. Я не готовлю, поэтому просто ем в палатке и читаю, пока не приходит время сна. Так как я не развожу костер и не оставляю мусор, люди не против. В этой поездке, из Либерии до Франции, я прошел 13 стран, и ни одной проблемы не было. Просто схожу с дороги между городками, нахожу место, чтобы не видно было с дороги. Маленькие проселочные дороги и грунтовки идеально подходят, просто проезжаешь метров 500 и достаточно. Иногда мимо проходят люди, бегуны, велосипедист, люди, выгуливающие собак, фермеры, но это редко, и они никогда не говорят ничего негативного. В этой поездке я ни разу не ночевал в кемпинге.

Какой способ перевозки багажа ты находишь наиболее эффективным?


Мне нравится брать маленькое количество багажа. Я вожу небольшой рюкзак, копии важных документов (в случае, если велосипед украдут, по крайней мере деньги и документы останутся при вас), и технику (нетбук в рюкзак, чтобы не страдал от вибраций на неровной дороге).
На велосипеде у меня обычно две или три сумки. Ortlieb Backroller Classic, сверху него водонепроницаемая сумка. Примерно 10-15 килограмм. Спереди и на раме ничего не вожу.


Расскажи, какое снаряжение тебе кажется наиболее ценным?


Minitool и Leatherman (прим. - бренды карманных складных наборов инструментов), это единственные инструменты, которые я беру с собой. Если вам нужен более серьезный ремонт, всегда можно найти веломастерскую с запасными деталями и нормальным инструментов. Если вы что-то чините посреди пустыни, это вам не позволит проехать еще 1000 километров без замены детали... Помимо этого: Kindle (прим. - популярная марка электронной книги). Или любая электронная книга. Батарейки хватает на очень долго, всегда есть что поделать в случае вынужденной стоянки из-за плохой погоды, есть вай-фай и может даже показывать гиды и карты.


К слову, назови одну единственную вещь, без которой, ты считал, никак не обойтись, но без которой замечательно справлялся?


Горелка. Вместо того чтобы таскать за собой кухонные приборы, сковороду и кастрюлю, воду для готовки, топливо, саму горелку, полотенце и губки для чистки, и мешок, в котором все это поместится, я просто ем холодную еду. Это быстрее. В поездке я вполне могу это делать. Не нужно проходить через процесс "подготовка, готовка, еда, мытье, упаковка". Если я хочу горячей пищи, я просто иду в кафе. У них еда намного вкуснее, чем моя, готовлю я не очень ;) И это позволяет сэкономить много веса и места.


Полагаю, ты умелец по части упаковки вещей. Какие можешь дать советы, как полегче упаковаться, но все же взять все необходимое с собой?


Да, я тщательно слежу за весом. Советы по багажу для велопутешествия такие же, как и для ультра-легкого похода. Лучшие уловки можно подсмотреть у походников на длинных маршрутах в Америке: AT, CDT и PCT.
Лично у меня совсем немного предметов одежды, в случае плохой погоды просто надеваю их в несколько слоев. Обычно одна пара обуви. Никаких коллекций запчастей, потому что сегодня у большинства велосипедов довольно высокое качество, так что любую поломку можно предусмотреть за несколько сотен километров. И даже в таком случае обычно ничего такого не нужно. Я проехал 7000 километров с одной только поломкой... 3000 километров проехал без переключения скоростей... это случается, но вас это не остановит.
Что хорошо с легким велосипедом: вы значительно быстрей. Это означает, что вы покрываете большее расстояние. А значит, найдете магазины, кафе и воду значительно чаще, и вам понадобится возить с собой значительно меньше запчастей, еды и воды. Что, опять же, делает вас легче, позволяет везти меньшие по размеру сумки, что опять же делает вас легче...


Какой бюджет закладываешь для большой поездки, вроде твоего путешествия из Аргентины в Канаду?


Поездка из Аргентины в Канаду заняла 18 месяцев. У меня с собой было оборудования где-то на 5000 евро, но средние ежедневные затраты составили где-то 15 долларов в день, в зависимости от места и что там собираешься делать. Сложно сказать, так как кто-нибудь, кто спит в палатке, не курит и не пьет, и готовит сам, будет тратить в десять раз меньше чем человек, предпочитающий ночевать в хостелах, устраивать гулянки и питаться в ресторанах. Если у вас есть 500 долларов на месяц вам ХВАТИТ. Если тысяча долларов, то вообще никаких проблем быть не должно.
На заметку: сейчас у меня велосипед стоимостью 2000 евро. НО однажды я проехал 5000 километров из Германии в Израиль... на байке за 100 евро. Африку - на велосипеде стоимостью 400 евро. Не позволяйте людям продавать вам по завышенной цене вещи, в которых вы не нуждаетесь. Да, может быть приятнее иметь дорогущий велосипед, но даже при небольшом бюджете вы можете этой сделать.


Где ты искал велосипед за 400/500 евро?


Я был в Эйлате, это последний город в Израиле перед тем, как въехать в Африку, и там я был в последнем западном веломагазине. Хозяин пригласил меня погостить у него 2 дня, и мы собственноручно собрали велосипед на базе сингл-спида Mongoose, который у него валялся без дела, с деталями, которые были под рукой, и запчастями с дешевого байка Bauer за 100 евро (хороший горный велосипед, который у меня был подготовлен для тура, украли в Франкфурте, так что я сказал: черт с ним, не нужен мне крутой велосипед, и без него справлюсь)


Готовы ли компании-спонсоры тебе платить? Или ты больше ищешь снаряжение/велосипед?


Больших денег от компаний-спонсоров я не вижу. Бесплатное оборудование - да. Найти спонсора, который платил бы вам зарплату, намного сложнее, и нужно быть очень успешным, вести популярный блог, быть в журналах, на ТВ... человек, который просто будет самим собой, - для них недостаточно ценная инвестиция.


Какие обязательства у тебя перед спонсорами?


Зависит от компании. Договоренности бывают разные, но вообще, для частных поездок, когда мне просто нужно оборудование, они позволяют выбрать из своей коллекции, и ты его используешь, публикуешь логотип, могут еще дать стандарты для фотографий.
Как только ты становишься профессиональнее, уже необходимо подписывать контракт. Конечно, опять же, зависит от компании. У меня есть друг триатлонист, у него есть агент, зарплата и официальный спонсор. Я же, с другой стороны, делаю все частным образом и получаю оборудование за фотографии, упоминание на сайтах и в интервью.
Сейчас наполняю новый сайт, улучшаю его, надеюсь, что увеличение базы подписчиков улучшит шансы на получение большего количества спонсоров.
Думаю, также очень хорошо, если вы можете показать доказательство своего опыта. Многие студенты хотят совершить 6-12-месячное путешествие, но им спонсорства ждать не стоит. Намного вероятнее получить спонсорство ПОСЛЕ того, как вы такое путешествие совершили. Это все просто потом, что слишком много людей просят о спонсорстве. Например, Globetrotter (они меня не спонсируют, так что не волнуйтесь, это не реклама), европейский магазин товаров для активного отдыха, получает 100-200 писем с запросами спонсорства каждый день. Каждый день. Понятно, что шансы получить ответ невелики.
Хороший сайт, профессиональные фотографии, освещение в социальных сетях, интервью в газетах, журналах, и даже на телевидении сильно помогут. Но в конце концов все сводится к тому, чтобы показать, что вы на самом деле можете сделать запланированное. Я занимался этим 4 года до того, как начал даже думать о том, чтобы просить о спонсорстве.


Бывают ли проблемы с дикими животными? Готовишься как-то к этому? Как вообще решаешь вопрос безопасности?


Есть у меня на руке один классный шрам от укуса крокодила ;) Но вообще, обычно никакой опасности нет. Ни акул во время плавания, ни медведей на Аляске или в Канаде, ни львов в Африке. Нужно просто знать, как реагировать и когда куда идти. Простые правила вроде "не хранить еду в палатке, не издавать звуков, указывающих на то, что вы человек, замирать в случае, если на вас обратил внимание зверь"... вообще сохранять дистанцию от большинства животных, особенно от слонов или гиппопотамов... Больших животных легко избежать. Гораздо большая проблема с комарами. Лихорадка Денге и малярия... 

Никогда мне не требовалась медицинская помощь, с одним исключением: лихорадка Денге в Индонезии, и даже тогда врач мне просто сказал: против нее нет лекарства, просто спи, ешь и жди. Если вот эти показатели упадут ниже нормы, поставим тебе капельницу... вот и все.

Обычно нужно понимать различие между риском и опасностью. Вот иду я через пустыню. Есть опасность умереть от жажды, обезвоживания. Но с хорошим планированием, информацией, где достать воду, сколько ее нужно, и какое расстояние я покрываю за определенное время, я могу практически свести на нет риск обезвоживания. Это как прыжки с банджи. Если вы просто прыгнете с моста, вы умрете, но вы не умираете, потому что подстраховались. Пока вы в курсе всех опасностей и рисков, вы можете на них повлиять.


Наибольшая опасность, скорее, представляет человеческий фактор, а вместе с ним и дорожное движение. Если вы едете на велосипеде по трассе в стране третьего мира (или даже по трассе в Америке, на которой разрешен проезд на велосипеде), люди не привыкли к велосипедистам и не знают, как реагировать.
Даже через Сомали, самую опасную страну в мире, я проехал без проблем.


Что с визами?


Вот здесь сложный вопрос. Зависит от того, откуда вы и куда едете. Я из ЕС, поэтому в большинство стран могу попасть без проблем. Западная и Северная Африка, однако, это просто кошмар. 1000 евро только на визы для моего следующего путешествия. И делаются они целую вечность.
Обычно я иду в консульство следующей страны в одной из соседних стран. Так, для Судана, можно получить визу в Египте. Для Эфиопии - в Судане, и так далее. Такое не сработает разве что в Эритрее и Гане, на из визы нужно подавать, находясь в своей стране.


Расскажи, как ты выбираешь, на чем ехать (я так понимаю, что ты ездил на куче разных байков)? Как оборудуешь велосипеды? С чем ездить не стоит?


Всего я ездил на 4 разных комплектах. Следующий скорее всего будет шоссейник, их еще не пробовал. Сейчас у меня гибрид Quantec, который я довольно сильно модифицировал. Гидравлические ви-брейки Magure HS33 поставил, цилиндрический держатель, генератор Shimano, покрышки Schwalbe Marathon Plus (они меня не спонсируют, но никогда и ни за что никакие другие использовать я не буду, они офигенные. Я на двух комплектах проехал из Германии до Кейптауна). С Marathon Crosses у меня ни одного прокола не было, так что в ближайшем будущем точно не собираюсь переходить на другие :)


Не стоит ездить со: смартфонами, зеркалками, вообще любыми высокотехнологичными штуками, которые легко сломать.


Зачем заменять дисковые тормоза ви-брейками?


Проще менять покрышки. В Центральной Африки НИКТО никогда даже не видел дисковый тормоз. Для них они просто не существуют. У меня сломались несколько спиц, но не было инструмента, чтобы снять диски... ок. Пришлось изогнуть спицы в спирали, вкрутить их в дыры в дисках, разогнуть, затем установить. В итоге у меня было 8 ужасных на вид спиц, но они по крайней мере работали.

Короче, их проще заменить, обслуживать и на тот момент я еще не пробовал гидравлические ви-брейки. Теперь, проехав с ними 20 000 километров, могу сказать, что они мне нравятся больше всего. Если вы много едете по грязи, диски, конечно, лучше, но я большую часть времени еду по дороге. Главное, чтоб это были Schwalbe Marathons, тогда ничего против них сказать не могу :P


Можешь подробней рассказать о снаряжении? Есть недавние фотографии велосипеда в полном сборе?


Пытаюсь уменьшить количество снаряжения. Вот четыре велосипеда, которые я использовал:


Тяжеленный горный Radon,

  очень дешевый городской байк Bauer,
неплохой собранный вручную Mongoose,
 и еще один получше, Quantec Hybrid Touring, сделанный на заказ.

Последний определенно лучший из всех на сегодняшний день.


Как с риском воровства? Полагаю, что оборудование на 5000 евро в стране, где на 5 евро можно устроить целое пиршество, может сделать тебя целью преступников.


Риск воровства можно рассчитать. У меня есть велосипедный замок, на этом все. Дальше уже дело везения. Я не знаю, как все абсолютно обезопасить. Но многие люди не понимают, как много стоит велосипед, они никогда бы не подумали, что этой грязный иностранец на велосипеде, спящий в палатке на земле, имеет байк с такой стоимостью.


Какое обычно расстояние проезжаешь за день?


В Африке это было примерно 120 километров. В Америке и Европе ближе к 200. Южная Америка - где-то 150, но Анды очень замедляют путешествие.

До того, как начал ездить на велосипеде, я бегал марафоны и ультра-марафоны. Мое первое путешествие было 1000 километров за 5 дней. Пробег в основном зависит от длительности светового дня и ветра.
Я бы сказал, что годы путешествий ухудшили мою физическую форму. Конечно, выносливость у меня хорошая, но я ни быстрее, ни сильнее, чем раньше, в главной степени из-за дефицита калорий во время путешествий, и отсутствия регулярных тренировок, вроде посещения спортзала. Но зато я могу ехать весь день, так что по крайней мере этим я могу похвастаться ;)


Что дальше?


Западная Африка. Вылетаю в Гамбию в начале марта (прим. пер. - 2014 года), проезжаю 5-10 стран и затем поеду по маршруту Дакар-Париж :)























Пожелаем Мартину удачи в пути. А вдохновиться огромным количеством офигенных фотографий из его путешествий можно в его галерее на фейсбуке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий