четверг, 23 октября 2014 г.

Лучшие в мире города для велосипедистов

Вообще, если судить строго, самые комфортные для велосипедистов города в основном находятся в малюсенькой части северо-западной Европы. Например, датская организация, выступающая за права велосипедистов Copenhagnize, опубликовала двадцатку лучших для велосипедистов городов, и более половины сосредоточены в Нидерландах, Франции, Германии и Дании.

Раскинем сети чуть пошире, и учтем стремление, амбиции и прогресс, а также больше количество улыбающихся велосипедистов, разъезжающих на своих велосипедах по выделенным дорожкам.


Утрехт, Нидерланды


Обычно подобные списки традиционно начинают с Амстердама, но хоть столица определенно весьма комфортна для велосипедистов,  рейтинге мы ее немного опустим из-за толп туристов, петляющих на ярко-красных прокатных велосипедах.

Вместо этого мы направляемся на юго-восток к Утрехту, городу, справедливо заслуживающему звания уютного дома всех двухколесных. В центре, до 50% всех поездок осуществляется на седле велосипеда, а местные власти строят парковку на 12 500 велосипедов, самую большую в мире.

Как и во всех голландских городах, гости из всех мест с более агрессивной культурой дорожного движения будут сильно удивлены тем, как буднично это все ощущается. Езда на велосипеде в Утрехте - то же самое, что передвижение пешком. Редко кто пользуется шлемами и одевает специальную заметную одежду. Правда, защита от машин здесь обеспечена выделенными велодорожками.

Один известный английский вело-блоггер, Mark Treasure, был ошеломлен разбросом возрастов велосипедистов Утрехта: "Не могу представить, что такие маленькие дети ездили бы велосипеде в центре любого города Великобритании, и уж тем более что они были бы такими радостными, расслабленными и совершенно обыкновенными на вид. Однако в Утрехте, езда на велосипеде целыми семьями - обычная практика".

Севилья, Испания


Каждому, кто говорит, что продвижение велосипеда как городского транспорта - слишком амбициозно и занимает десятилетия, - расскажите о Севилье.

В 2006 году, правительство этой Андалузской столицы, обеспокоенное ежедневными четырехчасовыми пробками (а именно на столько растягивается "час" пик в южной Испании с ее сиестами), решило начать действовать.

Как всегда, без толпы пессимистов не обошлось. Критики говорили, что в Испании вообще практически не существует культуры использования велосипеда в качестве транспорта. Другие сомневались, что никто не будет ездить посреди лета по самым жарким местам Европы, рискуя явиться на работу мокрыми от пота.

Не сдавшись, город обустроил 80 километров велосипедных дорожек в течение года (сейчас это уже около 130 километров) и запустил муниципальную программу проката Sevici.

Результат?

Всего за 6 лет, количество поездок, совершенных на велосипеде, с 0.5% выстрелило до 7%, и у глав администраций городского транспорта по всему миру появился замечательный повод посетить Испанию для перенятия опыта на месте.

Монреаль, Канада


Традиционно редкий для подобный списков североамериканский Монреаль начал строительство велодорожек в 80-х и на сегодняшний день в городе их почти 650 километров.

А добавление популярного первопроходца, муниципального общественного проката Bixi, модель которого была позже скопирована в Париже и Лондоне, привело к значительному увеличению уровня велосипедизации города, особенно учитывая тот факт, что зимой в этом городе дневная температура выше 10 градусов воспринимается ну просто как тропическая жара.

Статистика велосипедизации Монреаля показывает, что у города еще много работы, а организации велосипедистов заявляют, что слишком многих вытесняют на забитые машинами дороги. Одно из исследований показало, что почти половина взрослого населения города ездит на велосипеде хотя бы раз в неделю, тем не менее всего чуть больше 2% поездок на работу осуществляется на двух колесах.

"Проблема в том, что мы просили людей начать пользоваться велосипедами, и они начали это делать намного быстрее, чем мы можем успеть изменить весь город", - недавно заявил газете Toronto Star Ареф Салем, ответственный за общественный транспорт в комитете Монреаля.

Копенгаген, Дания


Не включить Копенгаген в этот список - это как не включить Францию в список стран с прекрасными винами. Больше половины местного населения датской столицы ездит на велосипеде на работу или учебу, и с примерным 650-тысячным "населением велосипедов" в городе велосипедов чуть больше, чем людей.

Достаточное количество доступно для проката туристам, и небольшие размеры города, а также толерантное дорожное движение делают Копенгаген идеальным для изучения на велосипеде.

Власти города намерены не просто дальше увеличивать использование велосипедов, но и экспортировать копенгагенскую практику выделенной и безопасной велосипедной инфраструктуры, включающую велодорожки шириной до трех метров.

Дания настолько крута, что в ней даже есть собственное Велосипедное Посольство.

Берлин, Германия


Германия, конечно, не так на слуху у всех, как два официальных рая велосипедиста, Нидерланды и Дания, однако она потихоньку продвигает велосипеды во многих своих городах. Берлин особенно выделяется.

Около 13% всех поездок в городе совершаются на велосипеде, а это почти в два раза больше, чем 20 лет назад. В некоторых пригородах эта цифра достигает 20%.

Особенно впечатляет это, если учесть длинные морозные зимы Берлина, развитую систему общественного транспорта, и также статус столицы страны с долгой традицией производства машин и езды на них по автобанам с бешеной скоростью.

Помимо прекрасной и логичной системы муниципального управления, направленной на увеличение уровня использования велосипедов, Берлин имеет ряд встроенных преимуществ. Улицы обычно весьма широкие, частично как результат разрушений Второй мировой войны и размашистого пост-военного советского планирования; а рельеф в большинстве своем равнинный.

Хотя многие берлинцы живут в квартирах, что не очень удобно для велосипедиста, традиционные многоквартирные городские дома обычно расположены вокруг центрального двора, в котором можно безопасно хранить велосипеды.

Что самое впечатляющее, население Берлина - около 3.5 миллиона человек, а это гораздо больше, чем в сравнительно маленьких Амстердаме и Копенгагене.

Портланд, штат Орегон, США









"Начало работы над городской велосипедной инфраструктурой было положено более 20 лет назад", - говорит Брайан Зек, менеджер местного вело-магазина. - "С годами она все больше развивалась, и сегодня велосипед прочно внедрился в культуру города. В какой-то степени, Портланд сейчас ощущается скорее как европейский город".

Вело-инфраструктура включает больше 100 километров вело-дорожек, 50 километров немноголюдных тротуаров и 280 километров вело-полос. 8% местных жителей активно пользуются всем этим богатством, отмечая, что велосипед - их основное средство передвижения. А у 10% населения это второй основной транспорт.

Все эти цифры ежегодно увеличиваются, благодаря масштабной городской Велосипедной Программе на 2030 год, единогласно принятому городским советом в 2010 году.

Программа предусматривает привлечение новых велосипедистов формированием более развитой велосипедной инфраструктуры, уменьшением скоростного ограничения на определенных улицах (тем самым увеличивая безопасность велосипедистов) и увеличением количества вело-парковок, а также другими мерами.

Самое вдохновляющее нововведение для портлендских велосипедистов это планируемое на 2015 год открытие моста Тиликум через реку Уилльямет, разделяющую восточную и западную части города. Мост получил название "Мост для людей" и первая фаза его строительства была завершена еще в 1973 году. Сейчас же он будет перепроектирован специально для трамваев, автобусов, велосипедистов, пешеходов и троллейбусов, исключая частные автомобили, сообщает ТриМет, местный департамент, отвечающее за общественный транспорт. "Мост для людей" будет включать в себя две четырехметровые полосы для пешеходов, а также вело-полосы.

По словам Лиги Американских Велосипедистов, ежегодно в Портланде проводится около 2100 гонок, вело-парадов и других велосипедных событий.

Токио, Япония


Токио?
Где на 1300 квадратных километрах размещается больше 13 миллионов населения? Это Токио?

Верно. 

В этой тесной столице, невероятно, но факт, 14% всех поездок совершается на велосипеде. 
Многие токийцы по практическим причинам предпочитают велосипед машине для коротких поездок. Еще до того как даже купить машину в этом городе, необходимо доказать, что в вашем владении (редкое и обычно довольно дорогое) парковочное место во дворе.

Езда на велосипеде здесь отличается от других городов этого списка. Лишь немногие ездят на работу на велосипеде - расстояния обычно довольно большие, а система общественного транспорта удивительно эффективна. Вместо этого поездки на велосипеде обычно совершаются внутри бессчетных районов города.

Большая часть велосипедистов ездят - по правилам - по тротуарам и пешеходным дорожкам. Они совсем не такие, как скоростные обтянутые лайкрой велосипедисты Лондона или Нью-Йорка. Велосипедисты Токио используют практичные велосипеды c крепкими рамами, корзинками для продуктов и сиденьями для одного-двух маленьких детей. Они педалируют по тротуарам на этих тяжелых бегемотах, редко достигая скорости легкой пробежки, уступая друг другу и пешеходам дорогу и внимательно соблюдают принцип отношения "гаман", японской стоической толерантности к окружающим, делающей жизнь в таком большом густонаселенном городе более менее комфортной.

Богота, Колумбия


Этот город получает поощрительную премию.

Столица Колумбии, конечно, совершенно не так комфортна для велосипедистов, как другие города в этом списке, и меньше 5% поездок совершается на велосипеде, в то время как количество автомобилей и загрязнения воздуха только увеличивается.

Тем не менее, она заслуживает поощрения за усилия по привлечению к велосипеду жителей этого огромного города с населением около 9 миллионов человек.

Кстати, Богота находится на высоте 2600 метров над уровнем моря и каждому туристу, подумывающему об осмотре города на двухколесном транспорте, стоит ожидать серьезной одышки в первые пару дней.

В 1998 году Енрике Пеналоза, бывший мер города, приступил к выполнению своих обязанностей, первым делом отменив запланированное строительство автотрассы через центр города, и начав разработку велосипедной инфраструктуры. Сейчас в Боготе около 320 километров отдельных вело-полос, а в скором времени ожидается запуск собственной общественной программы вело-проката.

Наилучшим способом приобщения к вело-культуре Боготы является еженедельная воскресная традиция Ciclovia, - более 100 километров улиц закрываются для автомобилей и отдаются в распоряжение велосипедистов и пешеходов.

Источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий